1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА

PDFПечатьE-mail

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА


Журнал "Мир Семьи"


Автор: Елена Черепанова, психолог Центра психологии «Я + Семья».

Иногда маленькие дети ставят родителей в тупик. «У нашего малыша столько замечательных игрушек – машинки, зверушки, поезда, куклы! А он притащил с улицы палку, камни и грязную веревку и играет с ними». Так вот, если ваш ребенок способен превратит в своем воображении обычную палку в лошадь, удочку или боевой меч, а в серой уличной щебенке видит вкусные конфеты или бриллианты – это прекрасно!

Давая ребенку игрушки, родителям лучше придерживаться золотой середины. С одним сдутым мячиком тоже особо не поиграешь. Но если комната завалена игрушками, внимание малыша рассеивается: он может минутку-другую играть то с одной игрушкой, то с другой. Но сформировать игру как таковую не сможет. Ведь как действует ребенок? С той игрушкой, которая попадает в его поле зрения, он продолжает свой сюжет. Или, скорее, набор игровых действий. Увидел мячик – играет с мячиком, увидел машинку – переключился на нее. Тут же меняются действия. И пока он видит все это игрушечное изобилие, у него разбегаются глаза.

Если игрушек в доме много, разделите их на группы и время от времени меняйте. Неделю играем одними игрушками, наделю – другими. Такая «игрушечная диета» стимулирует появление новых предметов-заместителей, которые не только развивают фантазию и мышление, но и выполняют еще одну важнейшую задачу. Когда предмет-заместитель возникает в игре, он дает свободу для реализации новых замыслов. Ребенок придумал новую игру, и он не зависит от того, есть у него подходящая игрушка или нет. Например, если малыши во дворе решили поиграть в рыцарей, а пластмассовых мечей под рукой не оказалось, не беда: сойдут и палки. Впервые взяв в руки палку вместо меча, ребенок открывает для себя принципиально новый способ решения проблемы.

Появление предмета-заместителя дает толчок к тому, чтобы учиться видеть и выбирать различные варианты решения. Еще один огромный психологический плюс: ребенок чувствует себя независимым от обстоятельств. Он подумал, придумал и принял решение сам. У него появляется уверенность в том, что он может найти выход из сложной ситуации.

Первые предметы-заместители появляются у ребенка в полтора-два года. Научить его играть с ними (и вообще, играть) могут родители. Например, игра «накормим куклу». Мама усаживает куколку за стол, ставит тарелочку, берет ложечку: «Куколка кушает, ам-ам!» (Все действия нужно обязательно «проговаривать»). Малыш научился проигрывать этот нехитрый сюжет, и вдруг однажды оказалось, что под рукой нет ложечки! Тогда мама берет палочку и показывает, что ею тоже можно играть: она будет ложкой «понарошку».

Вначале ребенку можно показать только один предмет-заместитель, остальные должны быть реальными. То есть вместо ложки мы взяли палочку, но тарелка должна быть настоящей. Освоив ложечку-палочку, заменяем листочком тарелку. Потом берем камешек – это как будто «пирожок». Игру с предметами-заместителями усложняем постепенно. Ведь все это ребенку нужно дофантазировать и сложить ситуацию из условностей.

Предметы-заместители развивают мышление: от наглядно-действительного ребенок переходит к образному мышлению, учится придумывать, изменять ситуацию.
Еще один важный момент: когда родители учат малыша играть с предметами-заместителями, их авторитет в глазах ребенка поднимается на недосягаемую высоту – оказывается, мама в любой ситуации может придумать игру! Это тоже очень важно.

Чем проще игрушка, тем больше значений для нее можно придумать. Чем больше она похожа на реальную вещь, тем меньше дает простора для фантазирования. С ней можно действовать только так, а не иначе. А вот конструктор – действительно стоящая вещь. Правда, родители должны помнить об одном интересном моменте: если ребенку давать конструктор с прилагающейся инструкцией, он осилит ее довольно успешно и сделает все, как полагается. Но если потом попросить его сделать что-то другое из тех же деталей, он или будет очень долго думать, лил вообще не справится с заданием. Поэтому если вы покупаете ребенку конструктор, то лучше дать ему хотя бы месяц поиграть с ним просто так, без инструкций.

А вообще для детей старше трех лет любой доступный предмет обихода – крышки, кастрюльки, ложки, коробки – может стать заместительным предметом. Он может придумывать для него любое значение.
Можно проследить своеобразные «этапы развития» предметов-заместителей. Вначале они очень похожи на реальные вещи. Карандаш, например, похож на ложку – он тоже длинный, и его так же можно взять в руку. Чем больше у ребенка происходит разделение действия и предмета, тем более непохожими на реальные вещи становятся предметы-заместители. Кубик может изображать градусник. Это очень хорошо – значит, образное мышление ребенка перешло на новый уровень. Он может как бы «оторвать» внешний вид предмета от его действия, разъединяет эти два понятия.

Следующий этап – «невидимые», условные предметы. «Чик» - я сделал укол. Без палочки, без ничего. Просто словесная форма. «Я ем кашу» - подносит ко рту пустую руку с якобы зажатой в ней невидимой ложкой. Этот этап дети осваивают после трех лет, когда уже хорошо говорят.
Вообще появление игрушки-заместителя означает, что у ребенка начинает формироваться образное мышление. Это огромный стимул для умственного развития. Те игровые действия, которые совершает ребенок, перестают быть буквальными и принимают обобщенный характер. Это, без преувеличения, уже творчество.
Раньше, особенно в селах, дети играли не купленными игрушками, а какими-то деревянными брусочками, камешками. Такая игра лучше всего развивает фантазию. Конечно, речь не о том, что у ребенка должны быть только такие игрушки, нет. В жизни малыша найдется место и сложной дорогой игрушке, и деревянной палочке. Но, выходя на улицу, выезжая на дачу, постарайтесь не брать с собой игрушки из магазина, стимулируйте ребенка к использованию «подручных предметов», природных материалов. Необязательно дома обходиться минимумом игрушек. Но на улице лучше стараться играть с тем, что попадается под руку. Ч чтобы ребенок этого не боялся – «вот, как это я оказался без игрушек?» Задача взрослого – внушить ему уверенность в том, что он всегда сможет придумать себе игру и найти игрушки.

К семи-восьми годам игры с предметами-заместителями поднимаются, если можно так сказать, на высшую ступень. В этом возрасте дети играют в сложные сюжетные групповые игры. Ребенку мало понимать свой сюжет: ему нужно суметь рассказать о нем другим детям так, чтобы они поняли и приняли его. Смысл игрушек-символов нужно донести до других играющих. Например, договориться о том, что фантики – это деньги, камешки – яблоки, а щепочки – морковь. Игра вообще (а игра с предметами-заместителями и воображаемыми предметами в особенности) очень важна для ребенка.

Нынешние дети довольно часто страдают из-за бедности и неразвитости фантазии. Просишь, к примеру, малыша придумать имя для куколки, а у него не получается справиться даже с таким, казалось бы, простым заданием. Почему так происходит? Родители часто одержимы идеей как можно раньше развить интеллект ребенка. Из самых лучших побуждений они водят его на курсы, загружают умственной работой. А в итоге, та часть мозга, которая отвечает за фантазию, творчество, спонтанные действия, интуицию, остается невостребованной.

Некоторые родители думают: «Ну что игра ему дает? А вот раннее обучение чтению, счету, письму – это да, это пригодится!» На самом деле игра – самое важное дело в жизни дошкольника. Если он не отыграл, не отработал социальные роли, не нашел свое место в обществе, ему будет тяжело. Игра – это модель реального общения, которую ребенок выстраивает сам. Общаясь с родителями, другими детьми, воспитателями, врачами, каждую ситуацию малыш должен многократно обыграть, чтобы ее, понять свое место в жизни. В игре оно может сделать это комфортно, не опасаясь, что его кто-то обидит.
Если ваш ребенок может находить новое применение простым предметам, видеть чудесное в самой обычной палке, выстраивать «из воздуха» волшебный мир – это прекрасно!

Наш главный партнер

Наши партнеры

УСЛУГИ ФОТОГРАФА СВАДЕБНАЯ ФОТОСЪЕМКА

Медицинский центр слуховой реабилитации АВРОРА

Медиапартнер